catok: (Default)
[personal profile] catok

Александр А.:

– Перед командировкой каждого бойца экипировали на сто двадцать тысяч рублей по программе создания нового облика Вооружённых сил. Так что нам самим ничего покупать не пришлось, как это бывало раньше. Обувь новая: две пары берцов (высокие армейские ботинки с защитой ​голеностопного сустава и нижней части голени. – Ред.). Правда, ботинки были отечественного производства, хотя вроде бы с системой «Гортекс» (GoreTex, дышащий материал, отличающийся высокой водонепроницаемостью с эффектом односторонней мембраны – влагу пропускает только изнутри наружу. – Ред.). Одни ботинки летние, другие – зимние со смешным названием «Фарадей».

 

Оказалось, что в летних ходить очень удобно, ноги не стираешь. Но в них стоять очень неудобно. Даже на обычном строевом смотре стоять трудно – ноги болеть начинают. К тому же они словно резиновые сапоги – в них жарко. Почему так, разобрались не сразу, а только уже перенеся все эти «ботиночные пытки». Оказалось, что «Гортекс» нельзя чистить обувным кремом, так как крем закрывает поры на поверхности ботинок. Тем самым нарушаются дышащие свойства мембраны. А нам же вменялось в обязанность чистить обувь до блеска! И никто не удосужился довести до нас то, что было написано в инструкции. Одним словом, получилось по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда…

Правда, «Фарадей» оказался ещё хуже. Зимой, когда уже выпал снег, я стоял как-то в наряде, и у меня замёрзли ноги. И вот я решил надеть этого самого «Фарадея». А ботинки новенькие, хорошо выглядят (даже решил и поберечь, чтобы потом взять домой). От палатки до КПП дойти – метров двадцать. Пока дошёл, ноги – насквозь мокрые; поставил их сушить у печки – подошва после первой сушки сразу отклеилась. И мне пришлось обуваться в то, что сам за свои деньги и покупал…

А ещё нам выдали новую полевую форму от Юдашкина. Много об этом говорили: будет ух красота, ух качество!.. Грозились, что материал высококачественный!.. Но этот самый материал продувается всеми ветрами и промокает просто на раз!.. Короче, всё это оказалось фуфляндией.

 

Правда, кое-что действительно толковое нам дали. Это – «горки» (специальный костюм для ведения боевых действий в горах. – Ред.), рюкзаки рейдовые и (самое главное!) простые отечественные резиновые сапоги, только с шерстяными носками внутри. Ведь одна из самых больших проблем на войне на Кавказе – это непролазная грязь. К ботинкам сразу килограммов по пять налипает, ноги передвигать  трудно. А с резиновых сапог палочкой грязь счистил – и снова летаешь!

С амуницией и обмундированием вообще-то была беда. Да что говорить про форму, если у наших пехотинцев из 58-й армии патронов сначала толком не было. Когда они пошли воевать, у каждого было по два-три магазина, а в БМП (боевая машина пехоты. – Ред.) – по два снаряда.

Нас-то ещё хоть как-то приодели. А что касается пехоты, то та поехала на войну в том, в чём и была, без формы от Юдашкина. Потому-то они на трофеи сразу и набросились. Почти каждый боец из 58-й армии, когда появилась возможность, переобулся в грузинские ботинки, надел грузинскую разгрузку (специальный ​жилет с карманами для магазинов с патронами и гранат. – Ред.). Только форму грузинскую не стали надевать, чтобы друг друга не перестрелять по ошибке. Наши знакомые ребята загрузили снаряжением ещё и БМП под завязку. Но когда они уезжали обратно, их стопорнули «фэбосы» (сотрудники Федеральной службы безопасности. – Ред.), заставили сгрузить всю грузинскую экипировку в кучу и сожгли. Единственное, что оставили, – это берцы.

Наши приехали на место постоянной дислокации, и офицеры тут же взяли «урал», бээмпэшку и поехали назад. Загрузили «урал» грузинским имуществом и привезли в часть. Но только-только они собрались бойцов созвать, чтобы раздать амуницию, как появился какой-то генерал с проверкой. Наверное, «спалили» их, кто-то стуканул. Амуницию снова выгрузили и на глазах у всех сожгли. Генерал обозвал офицеров мародёрами и пообещал, что в следующий раз их расстреляет. И добавил: «Воюйте в том, что вам Родина дала».


 

Майор Д.:

– И не могу забыть ещё один случай. Однажды в сердцах перед строем я произнёс фразу, за которую до сих пор самому немного неловко. Я двум бойцам тогда сказал: «Если был бы сейчас восемнадцатый год, а я – комиссаром в кожанке и с маузером, то я вас прямо здесь перед строем бы и расстрелял!».

А вот в чём было дело. Это сейчас можно сказать, что нам повезло, что в Осетии не пришлось воевать по-настоящему. Но ехали-то мы как будто в Грозный 1995 года! И деньги для нас были на последнем месте. Сами мы думали, что будут платить по сто рублей в день, как на полигоне. Однако неожиданно для нас объявили, что мы будем получать по пятьдесят четыре доллара в сутки. Мы и поверили таким словам. Почему бы и нет?.. Но как только в конце августа 2008 года была признана независимость Южной Осетии, эти пятьдесят четыре доллара перестали начислять.

 

И вот нашлись два товарища, которые начали разлагать дисциплину. Они отказывались идти на задачи со словами: «А что, мы будем воевать за сто рублей, что ли?». Правда, это были пришлые бойцы, они прибыли к нам в самый последний момент. Конечно, я и все командиры их прижали. Но на самом деле возразить-то на это нам было нечего…

По действующим документам, эти пятьдесят четыре доллара выплачиваются военнослужащим, находящимся на территории Грузии. А мы теперь находимся на территории другого государства – Южной Осетии. Старые документы вроде недействительны, новых нет. Сверху велели: «Приостановить выплату». После этого в феврале 2009 года как будто опять сказали: «Пятьдесят четыре доллара подтверждаем». Ребята между собой начали обсуждать, кто какую машину после командировки купит. Но тут снова поступило разъяснение, что да, всё в силе, но только пункт пятый старого постановления отменён. Беру это постановление Правительства РФ №587 от 12.08.09 года и читаю в пункте пятом: «Военнослужащие… обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам». То есть питание на этой войне для нас оказалось платным!.. И задним числом решили, что кормили нас всё это время на тридцать восемь долларов в день. Из пятидесяти четырёх долларов вычли тридцать восемь и в результате выплатили нам по шестнадцать долларов в сутки.

А что мы там ели? Кашу овсяную, которую сами же и готовили. А в горах на задачах вообще ели сухпаёк, губя тем самым свои желудки. Да ещё на пять суток забрасывают, а тут туман, непогода… Из-за опять двое суток сидим вообще голодные. Видно, за это и вычли…

К счастью, в этой командировке никто из нас не погиб. Повезло и в том, не было боестолкновений. Но минная обстановка была ужасная. В результате в октябре 2008 года у нас произошёл подрыв. У двоих бойцов – травматическая ампутация ног, третий, слава Богу, временно, потерял зрение.

В Чечне питание было бесплатным. Когда мы на полигоне работаем, питание бесплатное, да ещё и по сто рублей в день доплачивают за то, что мы там находимся. А тут в горах с оружием боевую задачу выполняем, мёрзнем, едим сухпай – и с нас за это ещё и тридцать восемь долларов берут!

Очень обидно, что государство, которое посылало нас на войну, нас же и обмануло. Сам я в разведке Афганистан прошёл, в армейском спецназе – Чечню и Южную Осетию. И я точно знаю, что мы с моими товарищами воюем не за деньги, а за Отечество. Но разве можно бесконечно так беззастенчиво пользоваться патриотическим настроем людей! Ведь знают те, кто принимал решение про эти тридцать восемь долларов, что даже после проявлений такого неуважения к своим защитникам, мы, если будет приказ, всё равно пойдём воевать. А тем, кто так бессовестно с нами обошёлся, пусть Господь Бог будет судьёй.

 


http://blog.zaotechestvo.ru/2010/01/22/466/#more-466

Profile

catok: (Default)
Сергей Большаков

April 2017

S M T W T F S
       1
2 345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 05:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios