ДЕМОКРАТИЯ
Aug. 26th, 2012 05:44 amВ Древней Греции помимо демоса существовал аристос – знать, и демократия противопоставлялась аристократии. Впрочем, еще Аристотель в «Политике» обратил внимание на необходимость чего-то среднего, смешанного: между демократией (властью демоса, многих) и олигархией (аристократией, властью немногих).
Однако, в настоящее время, мы исходим из некоего равенства всех, относящихся к роду человеческому, на суверенитет, на владение общими имущественными и неимущественными правами. Здесь я намеренно отвлекаюсь от проблемы дееспособности и различных цензов.
Если это так, то при народовластии или демократии каждый гражданин имеет свой ваучер на государство, долю, пай, кооперативный вклад. Именно это проявляется, в частности, во всеобщности избирательного права.
Так вот задача, разрешаемая демократией/народовластием (в идеале, разумеется) – это недопущение потери права даже одного гражданина на его долю суверенитета. При этом нет никакой нужды утверждать, что реализация этого права обязательно нарушает права остальных.
Отсюда отстраивается много самых разных идей о государственных органах. Например, такая, что президент (если это президентская республика) – не представитель большинства, а представитель каждого из граждан. А парламент создается таким образом, чтобы максимально полно представлять при принятии законов всех граждан, а не только самые обширные их группы.
Ограничения практики диктуются только степенью дееспособности в зависимости от качества технических возможностей. Именно поэтому сейчас начинает набирать популярность идея прямой демократии, когда законодательная власть постоянно принадлежит каждому, а не только в моменты выборов. Организовать обсуждение законопроектов и голосование по ним в сети интернет никаких трудностей не представляет.
В последнее время становится популярной одна совершенно надуманная проблема. Надуманной она становится из-за неудачного термина – властесобственность. Дело в том, что власть – это и есть собственность, а собственность подразумевает власть.
Это так и этимологически, и по современному содержанию. Например, определение собственности – комплекс прав владения, распоряжения и пользования – уже содержит власть. Но и власть (в государственном контексте) – это комплекс прав на владение, распоряжение и пользования тем, что принадлежит всем гражданам сообща.
Таким образом, задача любой демократии как способа самоорганизации граждан (самоуправления) – обеспечить наиболее полное осуществление прав каждому на его часть в обобщенной собственности.