К истории России.
Sep. 5th, 2010 02:19 amЛекция А.Б.Зубова, прочитанная им на VII заседании дискуссионного клуба "Валдай"
Отзыв Алексашенко
"Из особо интересного/необычного:
= Лекция Андрея Зубова (под редакцией которого вышел фундаментальный труд «История России. ХХ век», который инкорпорировал в себя практически всю новую подтвержденную документами информацию) о российской модернизации в историческом контексте. Рассматривая модернизационые проекты 17-19 веков, он делает вывод о том, что успехи достигались тогда, когда государство способствовало развитию того, что сегодня называется «гражданским обществом». Соответственно, любое закручивание гаек приводило к откатам. (После этого пообщался с Сергеем Мироненко, руководителем Госархива РФ, который обратил внимание на то, что все модернизационые попытки в России и нициировались и двились бюрократией - с одной стороны, понятно, почему; с другой, обидно, что за 400 лет страна так и не смогла обуздать этого монстра)".
Россия: Продолжение истории?
Но для того, что бы понять, в чем состоит неправильность развития, надо прежде определить, а что есть развитие правильное. Я думаю, максимально упрощая, правильно развитым обществом можно назвать такое, где жизнь в целом, и во внутренних и в международных отношениях воспроизводит принцип – во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. «В этом, - как сказано в Евангелие, - весь закон и пророки» [Мф.7,12]. Это принцип не морализаторский, это – простая жизненная правда, противоположностью которой является так называемая «готтентотская этика» (на самом деле этому африканскому народу такую «этику» приписали белые дяди в XIX веке) – когда у меня воруют коров, это – плохо, когда я ворую коров – это хорошо.
Все люди, и все народы время от времени отходят от мудрого принципа взаимности и увлекаются «готтентотской этикой», но это никогда не приносит им счастья и процветания. Скажем, Соединенные Штаты исключили черных рабов и индейцев из билля о правах, а через семь десятилетий это привело к страшной и кровопролитной гражданской войне и сказывалось волнениями на расовой почве в течение всего ХХ века. Негативные последствия рабства оказались существенно более тяжелыми, чем немедленный положительный эффект для белых американцев от эксплуатации рабов и бесправия индейцев.
Германия, забыв моральную философию Канта и политические наказы Бисмарка, перешла в конце XIX столетия к идее собственного национального превосходства и возжелала жизненного пространства. Это принижение соседних народов, эта национальная гордыня привела к двум мировым войнам, к гибели десятков миллионов людей и к унижению германского народа, осквернившего себя Холокостом и обескровившего неисчислимыми культурными потерями.
И Соединенные Штаты и Германия успешно осознали и ныне преодолевают неправильности своего развития, которые они в свое время, и это очень важно, добровольно избрали. Свободному уклонению воли от правильного пути, для исправления ошибки обязательно должно последовать свободное же выправление допущенного искажения. Избрание черного американца Барака Обамы президентом США и успешное мирное развитие Германии лишь на 60 процентах тех земель, которыми немцы владели в Европе в 1914 году – зримые знаки исправления тяжких уклонений национальной воли.
Мы, русские, к сожалению, остаемся “a misdeveloped nation”. Думаю, что наш ХХ век, да и два последних послесоветских десятилетия доказывают это с полной очевидностью. Правильно развивающиеся народы не оставляют равнодушно за спиной рвы с миллионами соотечественников, убитых собственным террористическим режимом, не уничтожают с сатанинским одержанием свои культурные и духовные ценности, не грабят дотла родную землю, вывозя за океан добытые сокровища и оставляя при этом в бедности и бесправии большую часть сограждан, не терпят на площадях своих городов статуи кровавых убийц и коварных растлителей. А у нас всё это имеется в изобилии. Наш народ тяжко болен.
Но где начало болезни и в чем надежда на исцеление? В процессе работы над книгой «История России. ХХ век» и я, и иные авторы многажды задавали себе эти вопросы, порой находя, как нам кажется, ответы на них. И теперь этими нашими соображениями я хотел бы поделиться с Вами.
Читать далее